2019-12-23

Олег Сычев: «Красноярский каменный энергетический уголь востребован»

23.12.2019
«Коммерсантъ»

В 2018 году ООО «Разрез «Саяно-Партизанский» (входит в компанию «Русский Уголь» группы «САФМАР» Михаила Гуцериева) впервые вышел на годовой объем добычи в миллион тонн угля. Перейдя этот знаковый рубеж, разрез продолжает развиваться: в текущем году увеличил добычу почти на 10 %. О последних тенденциях в угольной промышленности и специфике работы предприятия рассказывает генеральный директор ООО «Разрез «Саяно-Партизанский» Олег Сычев.

– Какие изменения привнесло вхождение разреза в состав компании «Русский Уголь»?

– Становление разреза было непростым и началось в 1989 году, существующее ООО «Разрез «Саяно-Партизанский» было создано в 2003 году и сначала добывало уголь в микроскопических объемах – порядка 40–50 тыс. тонн в год. Лишь в 2011 году, после того как ОАО «Красноярсккрайуголь» стало нашим единственным собственником, пошла интенсивная динамика развития. Начали активно заниматься проектированием, было закуплено необходимое технологическое оборудование, стал формироваться коллектив. С вхождением разреза в 2014 году в состав компании «Русский Уголь» развитие предприятия получило дальнейшее ускорение: объемы добычи угля стали ежегодно увеличиваться. Сегодня разрез включает в себя три основных производственных участка: горный, автотранспортный и участок погрузки. Прирельсовый склад находится на построенной разрезом станции, с примыканием к путям общего пользования станции Кравченко ОАО «РЖД», на удалении 25 км от места ведения горных работ. Одно из важных дел, которое мы сделали за последнее время, – увеличили путевое развитие до 2,5 км и построили участок электрической контактной сети для электрификации путевого развития: теперь стало технологически возможно совершать подачу-уборку подвижного состава посредством электровозов.

– Саяно-Партизанский – единственный разрез в Красноярском крае, где идет добыча угля особо высокой калорийности. Расскажите подробнее, какие главные преимущества этого вида угля и кто основные потребители?

– В основном мы добываем высший энергетический уголь марки «Г» (газовый витринитовый) высокой калорийности 6 000–6 500 кКал/кг. Применение – энергетика, цементная, стекольная промышленность и т. д., отчасти металлургия. Как известно, в нашей стране энергетика строилась по принципу баланса: гидроэнергетика подкреплялась равной по мощности тепловой генерацией.

Уголь был и остается наиболее дешевым способом получения электроэнергии.

Если говорить о рынке РФ, то он достаточно стабилен. Есть небольшие колебания, но общемировые тенденции не сильно сказываются на внутреннем рынке. С глобальным рынком все гораздо интереснее. Исходя из географии, здесь два основных направления – западное и новое восточное, Азиатско-Тихоокеанское. Сейчас в Западной Европе наблюдается динамика снижения потребления угля. В то же время Восточная Европа все же ориентирована на более дешевые источники получения электроэнергии, где, конечно, превалирует тепловая энергетика, ориентированная на сжигание угля.

Наша продукция высоко востребована на Востоке, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспорт российского угля в этом направлении еще больше возрастет при условии дальнейшего развития инфраструктуры: провозной способности железной дороги и угольных терминалов и в целом портов для отгрузки угля морским путем…

– Однако в 2018 году в России было добыто 439 млн тонн угля – самый высокий результат за десятилетие…

– …из которых около половины, 209 млн тонн, было отгружено на экспорт. Прирост происходит именно за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На этом рынке есть стабильные игроки, где объем потребления незначительно, но растет, – это Япония и Южная Корея. Но основной рост обеспечивают экономики Китая, Индии, Бангладеш, Вьетнама и других стран АТР, где идет развитие промышленности.

– В чем конкурентные преимущества российского энергетического угля в сравнении с другими крупнейшими странами-экспортерами этого вида топлива? Почему Китай, будучи крупнейшим добытчиком угля, заинтересован в импорте российского топлива?

– Основные игроки этого рынка – это Австралия с коксующимся углем и Индонезия со своим не очень качественным и низкокалорийным, но зато дешевым бурым углем. Российский уголь имеет значительные конкурентные преимущества благодаря своим качественным характеристикам: высокой калорийности, низкой зольности и низкому содержанию вредных примесей, в первую очередь серы.

А Китай действительно задает тон по потреблению угля. Является мировым лидером по добыче угля, но для их растущей экономики этого мало. В КНР логистически удобнее импортировать уголь из России: прямая поставка по материку посредством железной дороги, наличие множества развитых портов для поставки угля морским путем. И выгоднее: не секрет, что все борются за себестоимость и хотят максимально дешево получать электроэнергию. Там, правда, также наметилась тенденция на минимизацию экологических рисков и ужесточение требований по качественным показателям топлива. Но пока китайская экономика все-таки ориентирована на угольную генерацию.

– Однако с экологической повесткой сегодня работают большинство компаний. Какие программы по защите экологии и окружающей среды действуют на вашем предприятии?

– У нас достаточно жесткое экологическое законодательство, и наша компания работает «вбелую» в данном контексте в прямом смысле этого слова. Так что мы выполняем все экологические требования и нормы. В частности, утверждена программа горно-экологического мониторинга, мы осуществляем мероприятия по охране атмосферного воздуха, в том числе регулярную поливку дорог и забоев, приобретаем низкосернистое топливо, строим очистные сооружения для очистки карьерных вод и многое другое.

– На разрезе работает преимущественно российская или импортная техника? Как в целом обстоят дела с отечественным машиностроением для угольной отрасли и в какой степени сработало импортозамещение?

– Ввиду особенности месторождения и существующих возможностей внешнего энергоснабжения у нас работают экскаваторы с емкостью ковша от 1 до 7 куб. м с дизельным приводом. А серьезных карьерных гидравлических экскаваторов в России никогда не производили. В качестве горнотранспортного оборудования используем карьерные автосамосвалы грузоподъемностью от 55 до 90 тонн, есть необходимый парк бульдозеров и фронтальных погрузчиков. В целом техника в основном японского и европейского производства. Конечно, и отечественное оборудование тоже есть, и, кстати, сравнительно неплохое. Вот БелАЗ из дружественной нам Республики Беларусь молодцы: развиваются, предлагают интересные машины. Соотношение «цена – качество» их продукции очень достойное.

– Как вы взаимодействуете с Саянским и Партизанским районами? Реализуете ли благотворительные и социальные проекты на территориях присутствия компании?

– Нам повезло находиться в двух районах края одновременно, и с каждым из них мы взаимодействуем, имеем договоры социально-экономического партнерства. Посильно участвуем в части финансирования социальных программ районов: строительства физкультурно-оздоровительного комплекса «Партизанский» (хоккейный корт и стадион) и Стойбинской средней общеобразовательной школы, возведения спортивных площадок в селе Агинском Саянского района. Также участвуем в организации детских утренников и приобретении новогодних подарков, поддерживаем коллективы художественной самодеятельности районов – покупаем костюмы и музыкальные инструменты.

А недавно мы закончили важное для нас строительство, первый этап технологической углевозной дороги – 7 км в обход села Вершино-Рыбное в Партизанском районе. В перспективе нескольких лет мы построим автомобильную дорогу в обход всех населенных пунктов по пути движения углевозов.

– Поделитесь планами развития разреза «Саяно-Партизанский», какие перспективы дальнейшего производства вы видите?

– В 2021 году мы планируем выйти на добычу 1,5 млн тонн ежегодно. Наша основная задача как горного предприятия – выдавать уголь надлежащего качества при минимальной себестоимости. Но учитывая огромные запасы месторождения, мы можем выйти и на большие объемы производства. В первую очередь для этого нужно будет доразведать смежные лицензионные участки, чтобы понять экономическую целесообразность их отработки и применяемые технологии отработки. Мое личное мнение, что в конечном итоге на данном месторождении добыча будет комбинированной: часть будет осуществляться открытым способом, как сейчас, а частично перейдем на подземный способ добычи. С внедрением «подземки» будет актуально строительство обогатительной фабрики. Планов для развития много!

Электронная приёмная

Написать Генеральному Директору

Рассылка

Подпишитесь на обновления,
чтобы быть в курсе последних новостей
компании и получать информацию
о предстоящих закупках.

Что вам интересно?